*👩‍💻🖋6 ноября 170 лет со дня рождения Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка.* _Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (настоящая фамилия Мамин_ ) — русский прозаик и драматург. Произведения писателя посвящены описанию уральских промышленников, горных рабочих, петербургских интеллигентов, живущих во времена зарождающегося капитализма. Повести, рассказы, очерки написаны в жанре исторической и этнографической прозы, ранние рассказы — в духе остросюжетной прозы. Большое количество рассказов, очерков и сказок создано специально для детей. _Родился 25 октября (6 ноября) 1852 в потомственной семье священнослужителя._ Учился в Висимской начальной школе для детей рабочих (1860–1864), Екатеринбургском духовном училище (1866–1868), Пермской духовной семинарии (ушёл после 4-го класса в 1872), на ветеринарном отделении Петербургской медико-хирургической академии (1872–1876, не окончил), на юридическом факультете Петербургского университета (1876–1877, ушёл из-за материальных затруднений и обострившегося туберкулёза). В 1877–1891 жил на Урале, преимущественно в Екатеринбурге (избирался гласным городской Думы); с 1891 – в Петербурге, Царском Селе и Павловске. Большое влияние на Мамина-Сибиряка оказала естественнонаучная литература (Ч.Дарвин, К.Фохт, И.М.Сеченов, К.А.Тимирязев). С 1875 в газетах «Русский мир» и «Новости» начал репортёрскую работу, давшую, по его словам, знание «подноготной» жизни, «умение распознавать людей» и «страсть окунаться в гущу повседневности». В журналах «Сын отечества» и «Кругозор» публиковал остросюжетные истории, рассказы о разбойниках, уральских старообрядцах, загадочных людях и происшествиях («Старцы», 1875; «Старик», «В горах», «Красная шапка», «Русалки», все 1876; «Тайны зелёного леса», 1877; роман «В водовороте страстей», авторское назв. «Виноватые», 1876, и т.д.). Герой самого значительного произведения Мамина-Сибиряка, романа «Приваловские миллионы», многими чертами близок типу буржуа-«вырожденца» западноевропейского семейно-социального и русского романа рубежа 19–20 вв. Сложным процессам на Урале после Крестьянской реформы 1861 посвящён роман «Три конца. Уральская летопись» (1890); в жёстких натуралистических подробностях описаны сезон золотодобычи в романе «Золото» (1892), голод в уральской деревне 1891–1892 в романе «Хлеб» (1895), передающем и трепетно-любовное отношение автора к исчезающим деталям стародавнего уклада (характерное и для цикла рассказов «Около господ», 1900). Сумрачный драматизм, обилие самоубийств и катастроф в произведениях Мамина-Сибиряка, «русского Золя», признаваемого одним из создателей отечественного социологического романа, явили одну из важных граней общественного умонастроения России конца века: ощущение полной зависимости человека от социально-экономических обстоятельств, выполняющих в современных условиях функцию непредсказуемого и неумолимого античного рока. Красочным языком, мажорной тональностью отличаются исторические повести Мамина-Сибиряка «Братья Гордеевы» (1891; о демидовских крепостных, обучавшихся за границей) и «Охонины брови» (1892; из эпохи Пугачёвщины на Урале). «Кряжистый», «сильный и смелый» и в то же время «жёлчно-насмешливый», по воспоминаниям современников, типичный «уральский человек», Мамин-Сибиряк пережил в 1892 счастье взаимной любви и горькую утрату любимой, скончавшейся при рождении их дочери Алёнушки. Некоторую вялость, «инерционность» последующего письма отмечала критика в романах писателя «Весенние грозы» (1893; о повседневной жизни провинциальной интеллигенции), «Без названия» (1894; о трудовой артели, организованной богачом-филантропом для бедствующих интеллигентов), в сборниках рассказов «Ноктюрн» (1899), «Золотая муха» (1903). Одна из лучших книг Мамина-Сибиряка – автобиографический роман-воспоминание о петербургской юности «Черты из жизни Пепко» (1894); ему тематически близок роман «По новому пути» (1896; др. назв. «Ранние всходы») – о печальной судьбе курсистки в Петербурге. Тема художника, осознающего свою исчерпанность, звучит в связанном с проблемой декаданса и потому несколько неожиданном для писателя романе «Падающие звёзды» (1899), повествующем о влечении русского скульптора к немой англичанке. Классикой мировой литературы для детей стали многие произведения Мамина-Сибиряка, открывающие высокую простоту, благородную естественность чувств и любовь к жизни их автора, одухотворяющего поэтическим мастерством домашних животных, птиц, цветов, насекомых (сб. рассказов «Детские тени», 1894; хрестоматийные рассказы «Емеля-охотник», 1884; «Зимовье на Студёной», 1892; «Серая Шейка», 1893; «Алёнушкины сказки», 1894–1896). *Умер Мамин-Сибиряк в Петербурге 2 (15) ноября 1912.*📎📌